«Вестерн» Валески Гризебах — это синтез трудностей перевода и национальных пережитков прошлого под соусом экзистенции берлинской киношколы.

Western 2017

Небольшой коллектив приезжает из Германии в Болгарию. Команда строителей планирует построить неподалёку от границы с Грецией ГЭС. Жители окрестных деревень с подозрением и опаской относятся к иноземцам. Между строителями начинается борьба за признание и расположение местных обитателей.

Отступив от мелодраматичных хитросплетений своей второй картины «Притяжение», Гризебах спустя 10 лет берётся детально выстраивать драму на почве национальных предубеждений. Сталкивая представителей разных народов, не забыв при этом оставить открытым окно истории и отсылая к положению Болгарии и Германии во Второй мировой войне, режиссёр снова и снова подливает масла в разгорающийся огонь вражды.

Главный герой легионер Майнхард (хотя до конца так и не понятно, действительно ли он служил в Иностранном Легионе) мается без цели и смысла от деревни к деревне. Мотивация персонажа до конца не ясна, его действиям трудно дать однозначную интерпретацию. Угрюмный солдат, побывавший в боях в Афганистане и Африке, потерявший родного брата, Майнхард сер и молчалив. На протяжении всего фильма он пытается примкнуть к одной из сторон противостояния, но лишь потому, что сам по себе не стоит ничего. В итоге по канонам «тихого кино» и заветам берлинской киношколы конфликт философского подтекста торжествует, а физическое столкновение болгар и немцев уходит в тень.

Western 2017
Изображение: hollywoodreporter.com

Обстановка в «Вестерне» нагнетается без всякого музыкального сопровождения и очевидных штампов. Одиночными «выпадами» конфликт нарастает: немецкий флаг на холме, священном на болгар, перекрытая вода, белый конь, украденный гравий. Точкой кипения становится белая шляпка и её хозяйка — дочь главы одной из деревень. Игры со временем оборачиваются против творческого замысла: закостеневшее прошлое сельских жителей с пережитками социализма и коммунизма — часть настоящего, над которым насмехаются немцы, лишний раз подбрасывая дровишек в и без того разгоревшееся пламя. Всё это происходит без использования открытой стилизации: Гризебах предлагает зрителю яркие портреты непрофессиональных актёров и небольшие вкрапления образов из классических вестернов, вот только для исследования экзистенциальной проблематики межнациональных конфликтов маловато будет.

Дикий Запад в 2017-м по представлению немецкого режиссёра существует в Восточной Европе, папуасы в нелепых нарядах, которых нужно изгнать с насиженных мест — безымянные жители деревень на границе с Грецией. Ведомые жаждой денег и славы, немецкие строители распускают перья аки павлины в брачный период ради демонстрации задатков альфа-самцов. Вместо того, чтобы осаждать подобные импульсы героев, Гризебах стирает грань между сенсацией и рядовым событием, приписывая вышеупомянутые действия к числу обыденных поступков мужчин вдали от дома.

Western 2017
Изображение: hollywoodreporter.com

За неимением острых событий «Вестерн» молчаливо следует за Майнхардом, жизненный багаж которого лишь на пару грамм больше нуля. Скольжение камеры за абсолютно пустым персонажем, лишённым как псевдоинтеллектуального междустрочья, так и мало-мальски весомой харизмы, пытается скрыть пустоты в сюжете, но безрезультатно. Если это была попытка рассказать историю о приезжих, вторгшихся в привычный уклад жизни, то даже «Дипан» Жака Одиара при всех своих недочётах выглядит куда убедительнее. Не говоря уже о более привлекательных лентах прошлого года — «По ту сторону надежды» Аки Каурисмяки и «Квадрат» Рубена Эстлунда.

Вердикт

Попытка рассказать о национальных конфликтах ввиду отсутствия взаимоприемлемого диалога, а на деле блеклая и неискренняя сентенция.
5/10

Опубликовано в журнале CinemaFlood
в рамках 27-го международного кинофестиваля «Послание к человеку»

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.