Документальная картина «Времена года в Кенси: 4 портрета Джона Берджера» — это четыре истории о лауреате Букеровской премии глазами команды режиссёров во главе с Тильдой Суинтон.

Впервые эта лента была представлена в программе «Berlinale Special» на 66-м Берлинском кинофестивале, а в Россию его привозили весной этого года в рамках Beat Film Festival. Разделённое на чётное количество глав (по временам года) посвящение рисует зрителю картину 89-летнего англичанина Джона Берджера — поэта, писателя, арт-критика и художника, который стал широко известен после выхода романа «G» (в 1972 году Берджер получил за него Букеровскую премию). Человек будто бы эпохи Ренессанса, но родившийся на несколько веков позже.

В России Берджер не слишком известен, однако для Англии 60-х он был буквально символом эпохи: на телеканалах говорил о модернизме, «проповедовал» свои марксисткие взгляды, писал книги о животных (кто знает, быть может Джеральд Даррелл вдохновлялся именно его текстами) и мигрантах. «4 портрета Джона Берджера» лишь поверхностно знакомит нас с жизнью и работой этого человека. Пачка сданных в срок эссе на тему «Берджер: разговоры о…» с толикой где-то иронии, а где-то экспрессии с единственной привязкой, обосновывающей именно такое построение глав. Режиссёры не берутся воссоздавать всю биографию этой разносторонней персоны, делая акценты лишь на каких-то отдельных эпизодах и темах, остро затронутых Берджером в его творчестве.

В первой главе под названием «Ways of Listening» (отсылка к одноимённому фильму BBC «Искусство видеть» 1972 года, в котором британец критикует сложившийся в то время взгляд на классическое искусство, подчёркивая его предвзятость в пользу доминирующего социального класса) Тильда Суинтон приезжает в гости к Берджеру в деревушку Кенси: старые друзья гуляют вдоль дороги на фоне снежных полей, вспоминают своих отцов, воевавших в мировых войнах, но ничего о них не рассказывающих, признаются, как скучали друг без друга и как ценно их многолетнее общение — их, родившихся в День Гая Фокса, 5 ноября, но с разницей в пару десятков лет. Самая «тёплая» глава из всех, местами напоминающая по содержанию диалогов «Пробуждение» Ричарда Линклейтера.

Ничем не похожий на предыдущий акт, эпизод «Весна» авторства Кристофера Рота выглядит как некий видеопазл, делающий акцент на взаимоотношениях творчества Берджера с миром животных. Наиболее непростая для восприятия глава «Времён года», требующая (да, в отношениях «зритель-режиссёр» не всегда работает схема «я пришёл в кино, я беру то, что дают»; творец кинематографического продукта вполне может и «брать» в ответ) хотя бы поверхностного ознакомления с основными произведениями писателя. На стыке политических идей левых и рассуждений о мясоедстве и вегетарианстве центральным персонажем становится изящно хрюкающий свин, прилагающий максимальное количество усилий, дабы добраться до объектива снимающей его камеры.

Третий портрет, «Песня для политики», в рамках которого англичанин участвует в условном ток-шоу с ведущим Колином МакКейбом (по совместительству режиссёром этой главы). В беседе поднимаются такие темы, как «сторителлинг», плюсы и минусы капитализма, солидарность в раю и аду (спойлер — на Небесах каждый сам за себя, по мнению Джона) и другие не менее важные вопросы, актуальные во все времена.
Завершает цикл история «Урожай», где в кадре вновь появляется Тильда Суинтон. Наиболее «домашний» эпизод-эпилог ленты — Суинтон и Берджер в большом семейном кругу у домашнего очага вместе со своими детьми и внуками. Объём теплоты, исходящей от всех героев этой части, зашкаливает все (не)мыслимые пределы: дети главных героев делятся историями и воспоминаниями, а под конец 89-летний писатель садится на мотоцикл и уезжает в закат, передав «полномочия» повествования своему сыну. Диалог поколений плавно перетекает в монолог Ива Берджера: на своей собственной ферме под пристальным вниманием плавно летящей вдаль камеры он делится воспоминаниями о творческом пути своего отца, собирая малину в саду.

«Времена года в Кенси: 4 портрета Джона Берджера» — это очень человечное, непростое для восприятия и в то же время крайне нежное кино, которое вполне может «зацепить» даже незнакомого с жизнью и творчеством Джона зрителя.
Опубликовано в журнале «Умная Россия»
в рамках 26-го международного кинофестиваля «Послание к человеку»
Интересно, какие сюжеты были бы, если бы в России снималось хД
1. Сибирь, тайга, густые заросли, двое идут по нетоптанным сугробам)
2. Московский зоопарк, медведи, лисы, волки, гвоздь сюжета — панда 🐼!
3. Ток-шоу с участием Берджера, Навального, Пелевина и Сечина, модератор — Познер)
4. Берджер и Диана Арбенина дружат семьями. Вот они в кругу детей едят пирожки и разговаривают о Бродском и Родине 😉
1. С бутылкой водки.
2. Пустая клетка с пандой.
3. Большая стирка хД
4. Семья соседки Лены пришла к Гене Букину искать мужа ))0)
ты слишком пессимист!
Ты слишком оптимист))